МОНОfest
Поиск ответов на проклятые вопросы
В роли Бориса Алексеева – Борис Алексеев
Мир есть всё то, что выпало, случилось;
О чем сказать не можешь – промолчи.
Людвиг Витгенштейн. Логико-философский трактат
Однажды во время Первой Мировой войны рядовой солдат Людвиг Витгенштейн понял, что мир – это очень странная штука. Он стал задаваться наивными и проклятыми вопросами: «Что есть мир? Где границы моего мира? Что я знаю о мире? Что я могу сказать?». Пока шла война и пули свистели над Европой, Витгенштейн следил за фонарем на военном корабле и исследовал проблему логических оснований мира. Вопросы, те самые проклятые вопросы, преследовали Витгенштейна, и он понял, что единственный способ от них избавиться – это написать «Логико-философский трактат».
Однажды в 2023 году в России Борис Алексеев, актёр по профессии, понял, что вся его жизнь –это имитация жизни. У него как будто земля ушла из-под ног. Он стал задаваться глупыми ипроклятыми вопросами: «Где я? Где границы меня? Бываю ли я самим собой? Что я могу сказать?». Оказалось, что между Борисом Алексеевым и Людвигом Витгенштейном возникла своего рода связь. И тогда Борис Алексеев решил, что единственный способ справиться с его тревогой и депрессией – это написать свой трактат. Но поскольку профессия у него актёрская, то свой трактат он может написать только в театре. И не словами, а тем, что он есть сам – своей профессией, своей жизнью и своим умением перевоплощаться. Но написать философский трактат непросто. Мысль все время куда-то ускользает...
«Лес. Трактат» – спектакль-лекция о боли, страхе и растерянности, о потере своего голоса и невозможности сказать об этом. Герой предстает то в образе Людвига Витгенштейна, читающего в 1938 году лекцию по философии в Кембридже, то Владимиром Бибихиным, который интерпретировал и перевел на русский единственный изданный при жизни Витгенштейна «Трактат», то в роли актера, который живет только по заранее написанному и отрепетированному сценарию.
О спектакле Ольга Андрейкина (театральное PR-агентство «Три сестры»): «Лес - то самое место, куда должен хоть раз в жизни зайти каждый человек. Из реального пространства с деревьями и зверями лес легко превращается в метафизическое, где герои духовно блуждают.
Поэтому его любят писатели.
«Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу», – фразу Данте из«Божественной комедии» мог бы произнести каждый из героев сценических «Лесов», густо выросших на московских подмостках.
Идея Бибихина, что слово может оказаться «местом, где событие светится, становится явлением», прекрасно ложится на театр. В целом, вам совершенно необязательно знать про Бибихина, Хайдеггера, Витгенштейна, про философию фрустрации и растерянности, чтобы пойти посмотреть этот спектакль. То есть, дать ему случиться в вашей жизни. Особенно, если вы вместо веселой лужайки внезапно обнаружили себя в глухом и страшном месте. Знайте, вы обрадуетесь спектаклю Бориса Алексеева, как крику «Ау!» в чаще. В экзистенциальном лесу бродит толпа народа, и, может быть, кто-то из них знает, где выход».
Московский камерный театр «Среда 21»
Продолжительность 1 час
18+